О разъяснения требований санитарно-эпидемиологического законодательства

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе, являются:

  • объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
  • работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения;
  • условия труда работающих.

Справочно: К социальной инфраструктуре согласно Закону Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» относятся здания и сооружения организаций бытового обслуживания населения (за исключением оказания услуг субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность). В свою очередь услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств включены в Перечень видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108.

При открытии (размещении) объектов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в том числе осуществляемые на территории гаражных кооперативов, первично проводится государственная санитарно-гигиеническая экспертиза в соответствии с пунктом 10.24.3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень административных процедур).

Кроме того, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов, в том числе осуществляемые на территории гаражных кооперативов, включены в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104, также подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе (п. 10.32 Перечня административных процедур).

В соответствии с пунктом 8 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 215, выполнение работ и оказание услуг, осуществляемых на территории и площадях производственного объекта и представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, возможно только после проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, осуществляемой в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Справочно: Согласно техническому кодексу установившейся практики ТКП 5.3.21-2014 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация оказания услуг по обслуживанию транспортных средств» в перечень документов, необходимых для получения сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, включено санитарно-гигиеническое заключение, выдаваемое органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подтверждающее соответствие производственного помещения и услуг по обслуживанию транспортных средств требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза условий труда работников проводится в соответствии с п. 10.26 Перечня административных процедур.

Административные процедуры по п.п. 10.24.3, 10.32, 10.26 Перечня административных процедур необходимо осуществлять до начала осуществления субъектом хозяйствования работ, оказания услуг (для вновь создаваемых субъектов), для действующих субъектов хозяйствования – в пределах сроков, установленных в Перечне административных процедур.

В целях оптимизации взаимодействия органов государственного санитарного надзора с субъектами хозяйствования рекомендуется осуществлять комплексное обследование объекта в рамках данных административных процедур с выдачей санитарно-гигиенических заключений по каждому виду административных процедур.

Государственные санитарно-гигиенические экспертизы осуществляются в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1 по заявительному принципу.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза включает проведение специалистами центра гигиены и эпидемиологии обследования данных объектов на предмет соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, оценку условий труда и результатов медицинских осмотров, при необходимости с проведением лабораторных исследований, оформление и выдачу заявителю санитарно-гигиенического заключения.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза объектов автосервиса, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов, условий труда работников проводится на соответствие требованиям Санитарных норм и правил «Требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.12.2012 № 190; «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 215; «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 № 35; Санитарных правил 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183; Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211; а также санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, устанавливающих требования к физическим, химическим факторам.

При размещении мастерских на территории гаражных кооперативов должны соблюдаться основные минимальные гигиенические требования:

максимальное использование на рабочих местах естественного освещения, что может быть выполнено посредством оборудования оконных проемов в стенах гаража или во въездных воротах;

оборудование помещений вентиляцией, которая в зависимости от проводимых в гараже работ может быть как естественной, так и механической или смешанной (в зависимости от выполнения видов ремонтных работ);

с учетом сложившейся инфраструктуры гаражного кооператива определяется необходимость оборудования туалета (при отсутствии его на территории гаражного кооператива), создание условий для соблюдения личной гигиены – оборудование умывальников при наличии в гаражном кооперативе сетей водопровода, при отсутствии сетей – установка рукомойника;

наличие помещения (места, участка) для переодевания работников, хранения спецодежды, СИЗ и приема пищи;

наличие аптечки первой медицинской помощи;

организация производственного контроля факторов производственной среды.

По результатам указанных экспертиз выдаются санитарно-гигиенические заключения о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Справочно: При проведении государственной санитарно-гигиенической экспертизы в случае выявления нарушений санитарных норм и правил принимаются меры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Положительное санитарно-гигиеническое заключение выдается только при соблюдении всех требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Срок проведения экспертизы – до 15 дней (по п. 10.24.3 Перечня административных процедур); до 1 месяца (по п.п. 10.32, 10.26 Перечня административных процедур). Следует обратить внимание на то, что действующим законодательством Республики Беларусь допускается исполнение договорных обязательств досрочно. В целях создания условий для развития малого предпринимательства рекомендуем осуществлять данные административные процедуры в отношении объектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих производственную деятельность на территории гаражных кооперативов, в максимально короткие сроки.

Срок действия заключения – бессрочно (по п. 10.24.3 Перечня административных процедур); от 1 года до 5 лет (в зависимости от потенциальной опасности, которую представляют работы и услуги для здоровья населения), (по п. 10.32 Перечня административных процедур); 5 лет (по п. 10.26 Перечня административных процедур).

По истечении срока действия заключения экспертиза проводится в аналогичном порядке с оформлением нового заключения. При осуществлении надзорных мероприятий необходимо обязывать субъекты хозяйствования своевременно проводить государственные санитарно-гигиенические экспертизы.

При обнаружении нарушений законодательства, в том числе установлении факта осуществления работ, оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств без положительных санитарно-гигиенических заключений, в случае создания угрозы причинения вреда жизни и здоровья населения необходимо выносить предписание, в том числе о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации работ, услуг.

Одновременно сообщаем об оказании бытовых услуг в области технического обслуживания и ремонта транспортных средств индивидуальными предпринимателями без осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе и без изменения целевого назначения земельных участков землепользователями земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» установлено, что землепользователи земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на основании решения Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков одновременно с использованием указанных земельных участков по установленному целевому назначению использовать их с соблюдением законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности без изменения их целевого назначения и без осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек на придомовой территории для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности. Размещение на указанных земельных участках промышленных производств, а также объектов, запрещенных градостроительными регламентами, природоохранными требованиями, противопожарными, санитарными, строительными и иными нормами и правилами к размещению в жилых зданиях, не допускается.

Согласно техническому кодексу установившейся практики «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (ТКП 45-3.01-117-2008 (02250)), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.11.2008 г. № 439 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее – ТКП), хозяйственной постройкой являются одноэтажные строения и сооружения нежилого назначения, размещаемые на приусадебном участке и предназначенные для обслуживания домовладения и земельного участка. В свою очередь, приусадебный участок рассматривается как земельный участок, на котором расположены усадебный жилой дом, хозяйственные постройки и ведется личное подсобное хозяйство.

Согласно подп. 6.2.5 п. 6 ТКП если площадь приусадебного участка 600 кв.м и более, то площадь хозяйственных построек на таком земельном участке нормируется в пределах от 100 кв.м до 200 кв.м. Подпункт 6.2.6 п. 6 ТКП устанавливает, что на приусадебных участках более 0,10 га допускается размещение следующих хозяйственных построек и сооружений с рекомендуемой общей площадью: сарай для содержания скота и птицы при максимальном личном хозяйстве – 45 кв.м, сарай для хранения хозяйственного инвентаря и топлива – 15 кв.м, хозяйственный навес – 15 кв.м, помещение для приготовления кормов для скота – 20 кв.м, летняя кухня – 10 кв.м, гараж – 25 кв.м, баня – 12 кв.м, теплица – 20 кв.м, погреб – 10 кв.м, летний душ – 6 кв.м, навозохранилище – 6 кв.м, уборная с мусоросборником – 3 кв.м. Вместе с тем могут быть построены и иные хозпостройки.

Подпункт 6.1.6 п. 6 ТКП допускает по заявке застройщика и по согласованию с соответствующими службами размещение на приусадебном участке строений для небольших, экологически чистых производств и объектов соцкультбыта, предназначенных для обслуживания населения, если такое размещение не противоречит градостроительной документации, а также санитарным нормам и правилам. Площадь таких строений ТКП не нормируется.

Выдача разрешительной документации на возведение нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом бесплатно в течение 1 месяца со дня подачи соответствующего заявления (подп. 9.3.1 п. 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»).

При размещении объектов на территории частных домовладений необходимо руководствоваться требованиями Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 № 35, в соответствии с которыми (п. 444) расстояние от предприятий по ремонту и (или) техническому обслуживанию легковых автомобилей до 10 постов без малярных, сварочных, жестяных работ до жилых домов устанавливается не менее 15 м.

Справочно: Санитарно-защитная зона устанавливается от «границы территории объекта, в случае если объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников составляет более 30% от суммированного выброса», либо от организованных стационарных источников, оборудованных устройствами, посредством которых производится локализация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и источников физических факторов до границ земельного участка (при усадебном типе застройки).

Таким образом, для решения вопроса о строительстве хозпостройки землепользователю необходимо до начала предпринимательской деятельности обратиться за разрешительной документацией в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением, в котором изложить все нюансы будущего строительства хозпостройки с указанием площади, предполагаемого вида предпринимательской деятельности, в том числе в области технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и т.д.