СЕНТЯБРЬСКИЙ СТРЕСС: ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА?

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно незнакомые ему условия. Каким бы долгожданным ни был этот день, первоклассника сначала ждет стресс, и только потом новые друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у ребенка при адаптации к школе и как с ними справиться?

Первое, что стоит запомнить – адаптация у каждого человека проходит по-разному: кто-то быстрее вливается в коллектив, знакомится с новыми условиями, а кому-то необходимо время. В основном период адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев.

К физиологической адаптации относят несколько этапов:

«Острая адаптация» (первые 2-3 недели). Это самый тяжелый период для школьника. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре школьник может подвергнуться заболеваниям.

Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.

Период относительно устойчивого приспособления. Этот период обусловлен реакцией организма на нагрузку с меньшим напряжением.

Чем же характеризуются первые недели обучения?

Конечно, достаточно низким показателем координации различных систем организма между собой, низким уровнем работоспособности, и, напротив, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы.

Начиная с 5-6 недели обучения, постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма – наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу «школьных» нагрузок.

К сожалению, бывают случаи, когда родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации и психологически давить на первоклассников. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к контролю поведения.

Социально-психологическая адаптация.

В период психологической адаптации у ребенка появляется новая социальная роль – «ученика», что, несомненно, вызывает стресс и тревогу. Условно по степени адаптации учеников можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, общение со сверстниками не вызывает трудностей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и приветливы.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, зачастую их реакция — это слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третью группу составляют дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказание за низкую успеваемость только ухудшают ситуацию.

В возрасте 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами, ребенок испытывал обиду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6-7лет интеллектуальное развитие ребенка, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Однако родительская любовь и вера в своего ребенка поможет избавиться от комплекса неполноценности. Если воспринимать ребенка таким, какой он есть, поощрять за достижения и заслуги, напоминать о его талантах, но и не забывать о чувстве меры, можно помочь избежать развития комплексов при адаптации.

Советы для родителей первоклассников:

  1. Ребенок, особенно дошкольного возраста, привык считывать информацию со своих родителей. Поэтому перед походом в школу как никогда важно не нервничать самим.
  2. Чтобы помочь своему ребенку адаптироваться к школе, необходимо установить с ним контакт. Интересуйтесь его чувствами, эмоциями, не обесценивайте их, оказывайте поддержку.
  3. Важная задача – помочь ребенку сформировать положительные ожидания от школы. Воздержитесь от оценки преподавателей или одноклассников, школы и школьной программы, даже если негативная оценка обоснована. Создайте положительный образ школы в глазах у своего ребёнка.
  4. Замечайте достижения ребенка, даже если они незначительны. Не сравнивайте его с другими детьми.
  5. Помогайте ребёнку с домашним заданием, но в меру: давайте возможность почувствовать ответственность за работу, самостоятельность в действиях.
  6. Постройте режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности. Не забудьте выделить время для отдыха.
  7. Если так случилось, что ребенок огорчен и молчит — не допытывайтесь, дайте ему время успокоится и все рассказать самому.
  8. Помните, что стресс – это нормальная реакция организма на любые изменения. Ребенок учится преодолевать трудности, важно научить его гордиться собой и не обесценивать прилагаемые им усилия.

Стоит отметить, что преодолеть адаптацию в сентябре придется не только первоклассникам, но и новоиспеченным студентам.

В результате адаптации у студента формируются качества, присущие специалисту в области профессионального общения, поведения и профессиональной деятельности в целом. Благодаря этим качествам личность реализует свои стремления, потребности, интересы.

Казалось бы, что навык отточен: человек, будучи школьником, уже умеет справляться со стрессовыми ситуациями в новом коллективе, хорошо знаком с ролью ученика, умеет закреплять полученные знания на практике. Но и здесь не все так просто.

Поступив в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с проблемой адаптации к новым условиям жизни. Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности. Резкое изменение многолетнего рабочего стереотипа зачастую приводит к стрессовым реакциям, что может явиться причиной низкой успеваемости студентов и трудностей в общении. Помимо уже озвученных причин низкой социальной адаптации стоит принять во внимание тот факт, что период обучения совпадает с одним из кризисных периодов в жизни, в процессе которого происходит завершение становления личности.

Результат адаптации первокурсника к условиям обучения в ВУЗе во многом зависит от определенных условий. Во-первых, это новая социальная ситуация – студенческий образ жизни. Для городских обучающихся и иногородних студентов это проблемы разной сложности. Молодые люди, проживающие непосредственно в том городе, где находится их университет, легче входят в новый учебный коллектив, так как в целом для них не происходит значительной смены окружения. Для иногородних студентов новизна большого города, особенности самостоятельной жизни в отрыве от семьи, множество непривычных ситуаций создают дополнительное напряжение. Немаловажную роль может сыграть и проживание в общежитии, где нужно научиться сосуществовать вместе и заботиться о себе самостоятельно. Общежитие всегда предполагает пересечение личных пространств, интересов, требований, претензий большого количества людей и необходимо время, чтобы привыкнуть к этому, научиться правильно строить отношения.

К концу первого семестра для большинства первокурсников некоторые трудности адаптационного периода остаются позади: они используют имеющийся в их распоряжении запас интеллектуальных знаний, эмоциональные ресурсы, способности к определенным видам деятельности.

К этому же времени выделяется группа студентов, имеющих значительные трудности в процессе адаптации. При нарушении адаптации может ухудшаться здоровье, обостряться хронические заболевания, могут развиваться невротические расстройства, связанные со стрессом. Часть таких студентов как правило «отсеивается» на начальном этапе обучения.

По мере увеличения уровня профессиональной дезадаптации ухудшается общая адаптация к стрессу (снижается стрессоустойчивость, появляется склонность к деструктивным способам преодоления стресса (курение, употребление алкоголя); ухудшается профессиональная адаптация (появляются соматовегетативные нарушения (головокружение, головные боли, тахикардия, одышка), нарушение цикла «сон-бодрствование», нарушение социального взаимодействия, снижение мотивации к учебе).

Ведущим условием эффективности адаптации является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Под этим подразумевается: учет трудностей адаптации первокурсников при построении учебного плана; использование методов обучения, направленных не на «зазубривание» материала, а на обучение студентов выявлять причинно-следственные связи в изучаемых предметах и проблемах; использование у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; повышение роли кураторов в адаптации студентов к вузу.

Став первокурсником, важно понимать, что это не только большая честь, но и огромная ответственность, которая возложена на плечи вчерашнего выпускника. Чтобы достичь гармонии и получать удовольствие от всего происходящего, необходимо постоянно держать руку на пульсе. Что это значит?

  1. Познакомиться со своими сокурсниками, с которыми придется поддерживать приятное общение ближайшие несколько лет.
  2. Наладить контакт с преподавателями, активно участвовать в обсуждении темы предмета и демонстрировать свою заинтересованность учебой.
  3. Определить круг единомышленников, с которыми в будущем будет комфортно и легко общаться, после чего ненавязчиво идти на сближение.
  4. Выступать инициатором, но не навязывать коллективу свое безоговорочное мнение, уметь идти на компромиссы в общении.
  5. Соблюдая эти несложные правила, можно если не избежать стрессовых ситуаций при адаптации к изменившимся условиям, то значительно уменьшить степень их влияния на психику.