«ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТИГМЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ»

Когда человек впервые узнает о своем ВИЧ-положительном статусе, это практически всегда становится для него серьезным стресс – фактором, затрагивающим все основные области жизни: физическую, социальную и психологическую (эмоциональную). На первый план выступают проблемы, связанные с социализацией личности и глубокие эмоциональные переживания.

Все люди имеют права человека и право на защиту этих прав. Однако в реальной жизни обладание правами человека часто определяется (обусловливается) социальной стигмой и в результате приводит к дискриминации.

Стигма (дословно «ярлык», «клеймо») – это сложный социальный феномен, чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям или к самому себе, заставляя относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества. Это представление или убеждение в том, что индивидуальные характеристики того или иного человека являются постыдными и заслуживают осуждения.

Различают внешнюю и внутреннюю стигму. Внешняя стигма касается конкретных проявлений и дискриминации, включающей в себя социальный и индивидуальный уровень. Она состоит из социальных стереотипов, а также ярко проявляется в агрессии, угнетении и осуждении со стороны общества. Внутренняя стигма включает в себя чувства стыда и страха, комплекс неполноценности и депрессии, часто перерастая в самостигматизацию.

Самостигматизация наносит вред психическому и физическому здоровью человека и может приводить к негативным последствиям как для самого человека, так и для окружающих его людей. Она проявляется в утрате дружбы и семьи, потере учебы и работы, отказе от медицинского обслуживания.

Наиболее тяжелой является ситуация, когда человек подвержен одновременно внешней и внутренней стигме. Не всем людям хватает стойкости выработать положительное отношение к себе и не позволять этому отношению колебаться из-за внешних угроз.

Четыре основных социально-психологических процесса, которые приводят к стигматизации некоторых групп людей:

1. Оценивание и установление отличий

Взаимодействуя с людьми, мы, сами того не замечая, оцениваем их по очень многим критериям (пол, возраст, социальный статус, черты характера), которые позволяют нам составить некий «портрет» человека. Таким образом, опираясь на наблюдения и предположения, мы формируем требования и ожидания, предъявляемые другому человеку. Процесс этот осуществляется неосознанно и позволяет выбирать соответствующие нормы общения с разными людьми. Однако такая категоризация окружающих людей рассматривается как важная и социально значимая (черные и белые, слепые и зрячие, ВИЧ – -положительные и ВИЧ – отрицательные).

2. Связывание отличий человека со стереотипными отрицательными качествами

Этот процесс также чаще всего протекает неосознанно и основывается на неверных представлениях и искаженной информации. Если раньше это звучало как «рыжие люди – колдуны», то сейчас – это «наркопотребитель опасен, ограбит за дозу», «ВИЧ – это болезнь маргинальных личностей», «обращаешься к психологу/психиатру = псих = опасен» и так далее.

Люди, не подверженные стереотипам, критически анализируют эти убеждения и отвергают их, если те не соответствуют реальности. Но этот процесс требует некоторого уровня осознанности и усилий, а кому-то проще «не заморачиваться». Если мы будем обращать внимание на этот момент и вырабатывать собственное отношение и мировоззрение, мы вряд ли будем стигматизировать человека, который этого не заслуживает.

3. Отделение «нас» от них»

Когда мы кого-то стигматизируем, мы мыслим категориями «мы» и «они». Этот процесс можно описать как обесценивание всех составляющих личности человека. В этом случае воспринимаемый образ человека становится искаженным и неполным, что неосознанно будто дает право провести черту между стигматизируемыми членами общества («ими») и «нормальным» большинством. Человек воспринимается исключительно через призму негативной оценки его атрибута, которая, по сути, затмевает самого человека. Людей, живущих с ВИЧ, постоянно называют ВИЧ-инфицированными, сводя тем самым всю индивидуальность человека к его инфекции.

4. Потеря статуса и дискриминация

Когда существует категоризация, присвоение ярлыков и стереотипов и разделение на «своих и чужих», это приводит к обесцениванию, отчуждению и дискриминации стигматизируемых людей. Известны случаи, когда ВИЧ-положительные люди отказывались от обращения за медицинской помощью, чтобы не столкнуться с дискриминацией со стороны медицинских работников, что ухудшает прогноз течения болезни и сокращает ожидаемую продолжительность жизни. Дискриминация может выражаться в таких сферах как трудоустройство, сфера услуг, образование, психологическое благополучие, медицинское лечение и здоровье. Это играет большую роль в подкреплении внутренней стигмы и снижению самооценки у стигматизируемых людей.

Последствия стигмы и дискриминации:

  • Они подрывают усилия по профилактике, поскольку из страха перед реакцией окружающих люди боятся узнать, инфицированы они или нет, а также подвергаются риску инфицирования;
  • Стигма и дискриминация – причина ошибочного мнения о том, что люди, живущие с ВИЧ, только создают проблемы, хотя они могут принять участие в сдерживании и контроле над эпидемией;
  • Права человека не поддерживаются и не защищаются. Людям, живущим с ВИЧ, могут отказать в предоставлении услуг на основании того, что они ВИЧ¬-положительные, например, в трудоустройстве, заселении в общежитие, лечении в частной клинике и пр.;
  • Стигма возникает во всех сферах жизни – от партнеров до семьи, от соседей до коллег, на рабочем месте, в учреждениях воспитания и образования, но, когда она возникает в системе здравоохранения, она особенно вредна для здоровья, будь то профилактика заболевания или его лечение. Повсеместное присутствие стигмы в медицинских учреждениях по всему миру варьируются от более видимых форм, таких как прямой отказ в обслуживании и словесные оскорбления, до более тонких форм, таких как низкий уровень ухода, передача обязанностей по уходу от старшего медицинского персонала к младшему, более длительное время ожидания услуг, сплетни и т.п.;
  • Стигма и дискриминация оказывают большое психологическое воздействие на самосознание людей с ВИЧ-инфекцией, в некоторых случаях вызывая у них депрессию, заниженную самооценку и отчаяние. Постоянная психоэмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, социальная изоляция оказывают огромное влияние на качество лечения и здоровье.

Методы дестигматизации:

  • Просвещение населения о проблеме ВИЧ-инфекции, которое может быть направлено как на широкую аудиторию, так и на ключевые группы связанные с проблемой ВИЧ. Однако недостаточно просто рассказать людям о стигме, необходимо развивать в обществе навыки критического мышления, помогающие распознавать проявления стигмы, стереотипы мышления, свои страхи и нелогичные представления. При этом важно, чтобы люди получали знания не только о путях передачи вируса, но и о правах людей, живущих с ВИЧ, о самих стигме и дискриминации. Обучение сотрудников медицинской сферы – одно из ключевых направлений при работе со стигмой.
  • Проведение мероприятий, направленных на работу с самими ВИЧ-положительными людьми – это качественное до и после-тестовое консультирование, кризисное консультирование, оказание поддержки и помощи в социально-психологической адаптация на различных этапах жизни, что позволит бороться со стигмой.
  • Эмпауэрмент – («придание внутренней силы») одновременно объединяет в себе некоторую философию и понимание человеческой личности и, в то же время, это практики, когда сами люди, затронутые проблемой ВИЧ, приобретают знания и навыки, позволяющие им преодолеть внутреннюю стигму и противостоять взглядам большинства. Консультации психолога, сексолога должны стать неотъемлемой частью программы помощи людям, живущим с ВИЧ, и их половым партнерам.

Завершить статью я хочу притчей «Зеркальная комната»

Ученик спросил дервиша: - «Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?» - «Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку», - сказал учитель. - "Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?". Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями". -«Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало».

Люди с ВИЧ и без ВИЧ одинаково чувствуют любовь, боль, радость, страх, сочувствие, обиду, - болезнь не делает человека другим, не лишает его способности видеть, понимать, чувствовать. Мир не делится на ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных, он одинаково прекрасен для всех.