Готов ли Ваш ребенок к школе?
Поступление в школу очень важный момент в жизни ребенка, как в физическом, так и в социальном отношении. Детям приходится адаптироваться не только к новым условиям жизни, но и к обязательному режиму учебной работы.
В первом классе происходят такие важные изменения, как:
- смена социальной позиции ребенка: из дошкольника он превращается в ученика, впервые в своей жизни становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом;
- смена ведущей деятельности: деятельность с игровой переходит в учебную, построенную на основе произвольных усилий ребенка, и становится социально-оцениваемой;
- смена социального окружения и необходимостью построения новых коммуникативных взаимоотношений;
- изменение темпа двигательной активности: сдерживание двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Все это предъявляет к детскому организму повышенные требования. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависят от их функциональной готовности или школьной зрелости.
Традиционно выделяются четыре аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, физический и социальный.
Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, возможность логического запоминания; умения воспроизводить образец, а также тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как развитие произвольности поведения – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять указанное задание.
Физическая зрелость – это показатели физического развития и состояние здоровья ребенка.
Социальная зрелость – потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, умение слушать и выполнять указания учителя.
Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с родителями и детьми проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.
Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, всегда можно помочь ребенку успешно войти в новый этап его жизни.
Способствовать успешному переходу к новым условиям жизни помогут основные профилактические меры:
- Соблюдение принципа постепенности в переводе ребенка на новый режим дня. Установлено, что дети, ранее посещавшие детский сад, легче адаптируются к началу школьной жизни, имеют меньше трудностей при переходе на новый распорядок дня. Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, рекомендуется вначале щадящий режим, при котором разрешается сохранение привычных для ребенка элементов распорядка с постепенным переходом на приближенный к школьному.
- Режим дня обязательно должен включать сон, приемы пищи (не менее 4 раз в день), прогулки на свежем воздухе, игры, занятия, утреннюю гимнастику и другие виды двигательной активности. Правильный, соответствующий возрасту и возможностям ребенка режим, укрепляет здоровье, обеспечивает хорошую работоспособность, предупреждает переутомление. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает в определенное время, организм заранее настраивается на предстоящую деятельность и не тратит лишней энергии.
- Рациональное размещение и подбор по размеру мебели. Это позволит обеспечить правильную позу ребенка за столом, сохранение осанки и здорового зрения, профилактику утомляемости. Для ребенка необходимо иметь отдельное рабочее место со столом, стулом, подобранным по росту, с настольной лампой, которая обязательно должна находиться слева. Свет не должен быть рассеянным, мерцающим, слишком ярким, тусклым или мигающим.
- Питание также является частью профилактики. Для сохранения здоровья и создания дополнительных резервов организма, питание должно быть сбалансированным, полным витаминов, минералов и других необходимых веществ. Обогатите рацион ребенка витаминами А, В, Е, С, D.. Включите в питание продукты богатые такими минералами, как магний, калий, цинк и железо. Можно начать прием витаминно-минерального комплекса, выбор которого должен быть заранее согласован с врачом.
- В настоящее время дети часто не соблюдают режим труда и отдыха при использовании цифровых устройств, не ограничивают свое время, проведенное за компьютером, и не делают зрительную гимнастику. Чтобы снизить нагрузку на орган зрения следует ограничить время непрерывной работы, учебы или проведение досуга за цифровыми устройствами, проводить частые перерывы, во время которых делать гимнастику для глаз (хорошим решением будет распечатанный лист гимнастики, закрепленный возле компьютера). По возможности замените использование цифровых устройств альтернативными вариантами: вместо электронной книги можно использовать бумажные, а вместо компьютерных игр можно сходить на прогулку или провести время с семьей за настольной игрой.
- Психологическая подготовка, создание положительных эмоций и мотивации также играют весомую роль в адаптации ребенка. Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми.
Помните о том, что именно родители являются непосредственным примером подражания для своих детей. Поэтому, следует сохранять спокойствие и быть уверенными в себе и в своем ребенке, и не позволять страхам омрачать это важное событие.